Формирование у преподавателей и мастеров п/о

навыков конструктивного общения.

Невербальные средства общения

Цель: формирование коммуникативных навыков.

Задачи:

  • Создание условий для анализа преподавателями и мастерами п/о роли невербальных средств общения.
  • Развить чувствительность к невербальным средствам общения.
  • Отработка навыков понимания других людей, себя.
  • Выражение чувств и эмоций посредством игры.
  • Тренировка профессионально-педагогических особенностей внимания, наблюдательности, воображения.

Оборудование: пиктограммы эмоций, брошюры для каждого преподавателя, стенд “Невербальные средства общения” (схематическое изображение эмоций, таблица признаков эмоциональных состояний, перечень невербальных каналов коммуникаций, отрывки из книг [1] , [2])

 

Ход занятия

Упражнение “Наши ожидания”

Цель: выявление ожиданий участников. Корректировка запроса для дальнейшей работы с воспитателями.

 

Перед вами лежит брошюра (приложение №1).

Задание №1 “Наши ожидания”. В графе “Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что вы ожидаете от наших занятий?” запишите свои ожидания.

В графе “Что вы готовы вложить в занятия?” запишите свой вклад в занятия.

То, что вы записали, может изменяться на протяжении всего занятия. Возможно, вы получите то, что не ожидали. Многое также будет зависеть от вашей активности. В конце занятия у вас будет возможность проанализировать ваши ожидания. Часть ваших запросов будет реализоваться в следующих занятиях.

 

 

  1. Психологическая настройка на работу. Сплочение группы, формирование доверия.

Упражнение “Алфавит”

Участники становятся в круг. Один участник смотрит на любого другого человека, стоящего в кругу, и говорит букву “А”, тот, на кого он посмотрел, выбирает глазами другого и говорит букву “Б” и т. д.

  • Упражнение “Построиться по признакам”

Участники по команде ведущего должны построиться:

- по стажу работы (от большого к меньшему)

- по педагогическому стажу (от наименьшего к наибольшему)

-  по цвету волос без слов (от темных к самым светлым)

- по сигналу, надо выбросить, не сговариваясь, одинаковое количество пальцев.

  1. Информационная часть.

Сообщение ведущего (работа со стендом).

Взаимодействие с людьми начинается с установления контакта. Контакт зависит от того, как мы себя держим, что говорим. Каждое движение – слово в языке жестов.

Невербальные каналы коммуникации:

  • Глаза и контакт с помощью взгляда;
  • Лицо и лицевая экспрессия;
  • Жесты;
  • Позы;
  • Тактильные ощущения (касания);
  • Дистанция во время общения;
  • Интонация.

 

 

  1. Практическая часть.

3.1. Упражнение “Мимика лица”

Задание: назвать нарисованную эмоцию. Результаты обсуждаются. Как легче догадаться об эмоции – по глазам или по нижней части лица? (преподаватели работают индивидуально в брошюре с заданием №2, работа с эмоциональными выражениями, изображенных на стенде, и пиктограммами на столе).

 

 

3.2 Упражнение “Взгляд”

Задание: продемонстрируйте ваш взгляд на партнера:

  • С удивлением,
  • С гневом,
  • С грустью,
  • С радостью,
  • Со страхом,
  • С восхищением.

Участники работают в парах, отрабатывая ту или иную эмоцию, потом демонстрируют коллегам.

3.3 Упражнение: “О чем говорят наши жесты?”

Коллективная работа участников с брошюрой «Основные коммуникационные жесты» . Задание: рассмотреть жесты, объяснить их значение.

3.4 Упражнение “Передай эмоцию”

Участники построены в колонну. Задание: передать эмоциональное состояние используя только невербальные средства. Первый участник рассматривает предложенные картинки с эмоциями, передает их коллеге и идет в конец колоны, чтобы сопоставить то, что получил, с тем, что передавал.

3.5. Упражнение “Герой из сказки”

На спину одного из преподавателей  помещается листок с картинкой сказочного героя, он должен его узнать, задавая вопросы группе, а отвечают коллеги только невербальными способами. Примеры сказочных героев: Золушка, Красная Шапочка, Мальчик с Пальчик, Кот в сапогах.

3.6 Упражнение “Воспроизведи фразу”

Участники поделены на 2 группы, каждая из которых получает карточку с заданием. В задании написана фраза, которую нужно показать другой группе участников, используя невербальные средства, так, чтобы она смогла ее воспроизвести. Примеры фраз:

  1. Ребята, давайте жить дружно!
  2. Штирлиц, а вас я попрошу остаться!
  3. Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!
  4. Это я, почтальон Печкин! Принес заметку про вашего мальчика!
  5. Установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

Анкета “Обратная связь” (задание №4 в брошюре)

Рефлексия

Подводя итоги занятия предложить каждому воспитателю высказать мнение о занятии, начиная свою речь фразой “Сегодня я…”

Литература

  1. Читать человека как книгу. Мимика. Жест. Поза. Почерк.
  2. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха.
  3. А. Микляева. Я-подросток. Я среди других людей. Часть 3.
  4. И. А. Агеева Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы.
  5. Л. Ю. Субботина Развитие воображения у детей.
  6. К. И. Аргунова Конспект занятия “Тренинг общения”

 

 

КГУ «Шемонаихинский колледж» УО ВКО

 

Семинар – тренинг

 

Формирование у преподавателей 

и мастеров  производственного обучения

навыков конструктивного общения.

Невербальные средства общения.

 

 

Подготовила педагог  - психолог

Егоркина Ю.Н.

 

 

Г.Шемонаиха, 2018 год