Рекомендации от психолога по работе с агрессивными детьми

- Никогда не позволять себе оскорблять их, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова – это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении всё, на что они способны.
- Общаться на равных, но не впадать в зависимость от них.
- В открытую не бороться, т. к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции.
- Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.
- Обсуждайте поведение только после успокоения.
- Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. «Имя..., ты расстроился, потому что... . Ты можешь переживать, но не имеешь права обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?». Предлагайте что-то своё только в дополнение сказанному.
- Перед сильными проявляются элементы раболепия, со слабыми – элементы агрессивности. Агрессивные дети могут быть назойливы, слащавы. Необходимо понимать этот механизм, в работе учитывать это и не дать себе обидеться по мелочам на него.
- Нельзя угрожать и шантажировать, т. к. в какой-то момент это перестанет действовать, и Вы будете неубедительны и бессильны.
- «Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием.
- Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, претензии были к его поступку, а не к личности в целом.
Рекомендации психолога по работе с упрямыми детьми

- Найдите в себе силы сохранять спокойствие. Представьте себе что-то приятное, например, вкус любимого напитка, массируйте виски, считайте до 10-15-100… Но ни в коем случае не повышайте голос на ребенка. Так Вы вредите и ему, и себе.
- Уйдите из «эпицентра». Необходимо физически вывести и себя, и ребенка из ситуации. Если Ваш ребенок устроил истерику в общественном месте, лучшее, что можно сделать – вывести его. Вывести из общественного транспорта, из магазина, с пляжа. Смена обстановки успокоит ребенка. Присядьте перед ним на корточки для полного контакта и поговорите.
- Не смущайте ребенка. Если Вы накажете его за плохое поведение громко и в присутствии других людей, он, скорее всего, продолжит действовать также. Уведите его в сторону и обсудите вопрос спокойно. Вы должны быть понимающим родителем. Если проблема не пустяковая, Вы должны требовать контроля без применения физической силы.
- Выясните, «почему». В чем главная причина? Обсудите это с ребенком. Помогите ему выразить свои страхи, проблемы, свое недовольство. Упрямые дети чаще всего очень чувствительные, и будут упорно отрицать тот факт, что они чего-то боятся. Как можно мягче «выпытывайте» причины.
- Смотрите им в глаза. Пусть они знают, что Вы с ними. Дайте им 100% уверенность в этом.
- Выясните, что «работает» с Вашим малышом. Может, это отвлечение на интересное зрелище, или можно успокоить малыша просьбой Вам помочь. Вы должны научить ребенка контролировать порывы быть капризным и упрямым, иначе в будущем он не сможет правильно расставлять приоритеты в общении с окружающими, не научится уступать в нужный момент.
- Если Вы заговорили о наказании, Вы должны его исполнить. Если Вы пригрозили не включать любимые мультики, а ребенок все равно поступает по-своему, сдерживайте обещание. Это научит малыша воспринимать Ваши слова всерьез.
Рекомендации для родителей и педагогов неусидчивого и невнимательного ребенка.

- 1. В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели»: хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. Говорите сдержанно, спокойно.
- Избегайте повторения слов «нет», «нельзя». Если Вы что-то - запрещаете ребенку, постарайтесь объяснить, почему это делаете. Составьте несколько запретов и четко следуйте им, всегда применяя в случае нарушений санкции (о которых тоже надо сказать ребенку).
- Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, учёба в школе, выполнение домашних заданий.
- Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).
- Избегайте завышенных или наоборот заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
- Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
- Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение.
- Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.
- Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать его внимание. Цвет обоев должен быть не ярким, успокаивающим, преимущество отдается голубому цвету. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок (с перекладиной для подтягивания, гантели для соответствующего возраста, эспандеры, коврик).
- Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.
- Создайте необходимые условия для работы. У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.
- Поощряйте ребенка за любую деятельность, требующуюконцентрации внимания.
- Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению са-моконтроля. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.
- Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.
- О начале новой деятельностипредупреждайте ребенка заранее («Через 10 минут выключаем телевизор и идем гулять.» По истечении 5 минут надо еще раз сделать напоминание ребенку.
Рекомендации учителю при работе с детьми со слабой нервной системой.

- Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, нужно дать достаточно времени на обдумывание и подготовку.
- В первый месяц обучения желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
- Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные части и давать по мере усвоения.
- Лучше всего не заставлять отвечать новый, только усвоенный материал, следует отложить вопрос на следующий урок, дав возможность позаниматься дома.
- Путём построения правильной тактики опросов и поощрений нужно формировать у ученика уверенность в своих знаниях.
- Следует осторожно оценивать неудачи ученика, ведь он сам болезненно к ним относится.
- Во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного.
- Следует в минимальной степени отвлекать ребёнка, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную обстановку.
- Нужно дать достаточно времени на обдумывание и подготовку.
Рекомендации учителю по работе с застенчивым ребенком

- Таких детей не ставить в ситуацию неопределённости, неизвестности.
- Включать в общественные посильные дела.
- Хвалить самостоятельность.
- Стимулировать личную ответственность.
- Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать.
- Отношения ровные, открытые. Ребенок должен понимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к своему поступку, но не к личности в целом. Ребенок должен расстаться с вами, успокоившись.
- Если уровень его притязаний завышен, помогите найти адекватный.
- Быть острожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребёнок выбегал из класса — это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен. Можно на время освободить от работы — дать время успокоиться.
- Иногда можно позволить отвечать с места или письменно.
- Не призывать к совести, не читать морали.
- Учитывать наличие страхов, методом наблюдения (особенно анализом рисунков) определить тематику страхов. Потом прорисовать их (из страшного сделать смешным), например, вместо ножа в руке нарисовать букет цветов и т. д. Страх сопряжен с любопытством — помочь преодолеть эту стену.
- Помощь в развитии речи, внимания, моторики, формирование навыков изобразительной деятельности.
- Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги.
- Стимуляция психической активности, направленной взаимодействие со сверстниками и взрослыми (помощь в подготовке классных мероприятий).
- Учитывать интерес к точным наукам - математике, физике и т. д.
- Учитывать парадоксальность и непредсказуемость от мышления до чувств и поступков.
- Отношения к ученику строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не навязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к классному коллективу.









